Нескучная культура: как приучить себя и ребенка к прекрасному

April 18, 2015

Если ваш ребенок на предложение отправиться в музей реагирует не радостным «Конечно!», а разочарованным «Не хочу..», советы нашего колумниста помогут изменить его отношение к классической музыке, живописи и скульптуре. Да и наше тоже – что греха таить!

 

Правило 1. Не тяните кота за хвост.

Не откладывайте в долгий ящик знакомство ребёнка с прекрасным, не ждите школьных лет. Вместе со всем классом ваш отрок будет посещать занятия по абонементу, спору нет, такой подход имеет свои плюсы. Нам, взрослым, это дарит массу времени: не надо стоять в очередях, и в выходные можно заниматься своими делами. Минусы при таком решении не всегда заметны на первый взгляд. Может случится, что назначенный экскурсовод не подходит детям. Не многие из них любят школьные группы, управлять энергетическим клубком не всегда получается, это сказывается на ведении группы, на атмосфере, на отношение. В коллективе часто попадается такая озорная непоседа, что детям будет не до экскурсии, даже если она будет интересной. 
Начинайте раньше, заложите крупицы интереса к миру искусства до школы, и возраст вашего малыша – не помеха.

Правило 2. Соблюдайте законы коммуникации или станьте ребёнком.

Вспомните примеры из собственной жизни. Когда кто-то сильно увлечён своим делом, мы часто говорим о таком человеке, что он «словно светится». Вот такое состояние нам необходимо!

Например, мои первые впечатления связаны с посещением выставки, посвящённой Тутанхамону. Начало похода было не очень весёлым – мы долго стояли под дождём, было прохладно и очень скучно, потому что взрослые - это была компания маминых друзей, были заняты исключительно собой, я была в одиночестве.

Но когда мы прошли внутрь, то передо мной раскрылся удивительный мир сказочной шкатулки. Из одной комнаты мы попадали в ещё более прекрасную. Золотые завитки, таинственные зеркала, потайные двери, перед которыми стояли таблички «Вход закрыт», лестницы, уходящие в неизвестность. Бешеное желание оказаться по ту сторону дверей до сих пор сопровождает меня, только двери теперь выглядят по-другому.

 

Достаньте из сундука времени свои собственные впечатления
от первого посещения картинной галереиили музея.
Попытайтесь обнаружить и зацепиться за какой-нибудь солнечный лучик из вашего детства.

Люди куда-то вдруг исчезли, я осталась одна. За каждой дверью меня ожидало приключение. Меня притягивали огромные портреты, украшенные резными рамами, с которых на меня смотрели удивительные люди. Они внимательно смотрели на меня и наблюдали за мной, как будто что-то хотели мне рассказать. Я мечтала спрятаться и остаться в музее, чтобы ночью выйти из своего укрытия. Я была уверена, что портреты заговорят, и я узнаю много интересного…
Оживите свои воспоминания. Может быть, это было причудливое зеркальное панно, вызвавшее у вас впечатления сказки и чудесных превращений, может, это была диковинная мебель, и вам хотелось потрогать эти предметы, возможно, вы видели какие то старинные костюмы или воображали себя феей или бравым солдатиком, может быть, вас поразила золотая карета или сверкающие доспехи, натюрморт с необычайно яркими и сочными фруктами... Почувствуйте себя тем ребёнком. Теперь вы сможете говорить cо своим ребенком на одном языке - на языке чувств. Дайте возможность пообщаться двум детям.

Правило 3. Чудо преображения.

Теперь когда вы знаете необходимый для общения язык расскажите ребёнку от лица вас в детстве, о ваших воспоминаниях на языке эмоций. Если вы возьмёте за руку ребёнка под влиянием детского порыва, то ваш поход будет удачным, малышу тоже будет интересно и радостно, ибо ваше настроение передастся и ему.

Объединяющее вас настроение позволит не испытывать чувства тревоги и неуверенности связанное с самым первым шагом в музейном пространстве.

Вы открыты новым впечатлениям, вас согревают воспоминания, между вами состоялся таинственный разговор о секретах. Самое время - начинать!

Правило 4. Торжественная увертюра.

Праздничная атмосфера творит чудеса и имеет над нами особую власть. Вспомните, например, всеми любимый Новый Год. Наверняка помимо общепринятых ритуалов, в вашей семье есть свой, который все с нетерпением ждут.

Пусть поход в музей будет всегда праздником. Подумайте, как вы можете выделить это событие из ряда похожих, например, выделить его на фоне похода в кино или торговый центр на аттракционы, сделать его Событием.
Например, накануне вечером можно вместе почитать и полистать книгу русских народных сказок или мифов Древней Греции, утром вспомнить героев за завтраком и внести в привычную кашу чего-нибудь сказочного, подать ее «под соусом», затем посетить музей, а вечером обсудить поход и продолжить послевкусие.

Или это может быть? Интересная игра, (лучше придуманная вами вместе), совместное творчество, (рисунки того, что понравилось, создание украшений для домашнего декора, создание подарков для членов семьи по мотивам), особенный торжественный завтрак, нарядный, с редко подающимися вкусными блюдами, с загадками и маленьким квестом). Фантазия вам подскажет.


Правило 5. Открытие.

Вот вы уже разделись и направляетесь из гардероба в залы, и сразу вопрос - с чего начинать?

Это действительно не простой вопрос. Что, если позволить вашему ребёнку быть здесь первооткрывателем? Пусть он разыскивает свои картины, те, перед которыми ему захочется остановиться и рассмотреть их внимательнее. Вполне возможно, что его открытия произойдут во время первого визита, а может быть, позднее, не торопите его. Доверьтесь ему и просто поддержите. Будьте осторожны, за играми и не упускайте серьёзного отношения к вопросу. Не пропустите тонкие сигналы. Обращайте внимание на то, что привлекает ребёнка, к чему он стремится.

Правило 6. Чувство меры.

Первые визиты легче планировать в музеи, располагающиеся недалеко, дорога куда не утомит малыша. Придумайте, как будет называться страна прекрасного, ваше царство. В каждом царстве-государстве есть свои законы и порядки. Познакомьте ребёнка с правилами поведения в музее.

Не поддавайтесь желанию показать и дать больше, воздержитесь от желания «причинить добро».
Если во время вашего первого визита ребёнок явно выделит какое-то произведение (одну из картин или какую либо скульптуру), сделайте этот предмет искусства вашим «другом», к которому вы будете заходить здороваться, посещая музей. Помните, как в сказке про Мэри Поппинс? В парке, куда ходили гулять дети в сопровождении Мэри, была скульптура мальчика с дельфином. Каждый раз дети приходили к мальчику, между ними завязались трогательные отношения.

Ваши походы со временем будут обрастать любимыми, знакомыми экспонатами, и в вашем общении появятся не только фигуры и имена, но и возможно, шутки, коды и все то, что называется «традицией».

Правило 7. Традиции.

Обязательно унесите на память из музея репродукцию или открытку понравившейся малышу картины, чтобы можно было рассматривать ее вечерами и придумывать истории. И конечно, подобно театральной истории, какой же визит в музей без кафе? Посидите, поболтайте, съешьте что-то вкусное, обсудите, что вам понравилось, обменяйтесь впечатлениями.

Правило 8. Занавес.

Для придания походам в музей эффекта необычности и волшебства обязательно вечером придумайте какое-нибудь занятие, в котором ребёнок мог бы показать свои эмоции и чувства. Это может быть аппликация, рисунок, поделка, чтение сказок, легенд с участием новых персонажей.

Правила хороши, но особенно интересны исключения из правил. Дети вполне самостоятельно могут передвигаться по залам музея, выделяя из представленных экспонатов самое интересное. Импровизируйте!

 

     

    Автор
    Галина Гусева

     

    http://ezhikezhik.ru/reviews/neskuchnaya-kultura-kak-priuchit-sebya-i-rebenka-k-prekrasnomu

     

    Tags:

    Please reload

    Featured Posts

    I'm busy working on my blog posts. Watch this space!

    Please reload

    Recent Posts
    Please reload

    Archive
    Please reload

    Search By Tags
    Please reload

    Follow Us
    • Facebook Basic Square
    • Twitter Basic Square
    • Google+ Basic Square
    This site was designed with the
    .com
    website builder. Create your website today.
    Start Now